fomaru Golden Entry

Category:

Кто такой Санта-Клаус


Ни  в рождественских, ни в новогодних святцах, нет такого имени –  Санта-Клаус. Откуда взялся этот персонаж? 19 декабря (по новому стилю)  для христиан – день святителя Николая Чудотворца, епископа из города  Миры Ликийские в Малой Азии. Этот святой, один из самых почитаемых в  христианском мире (в Германии особое почитание святого Николауса  началось в VI, в Риме – в VIII веке), и стал прототипом  западноевропейского и североамериканского новогодне-рождественского  персонажа Санта-Клауса.

Санта-Клаус  художника Хеддона Сандблома, 1931 год. С этого времени началась эра  маскарадного, «кокакольного» персонажа, заменившего в сознании многих  европейцев и американцев связанный с Рождеством образ реального  человека, великого христианского святого – святителя Николая  Мироликийского, чудотворца.
Санта-Клаус художника Хеддона Сандблома, 1931 год. С этого времени началась эра маскарадного, «кокакольного» персонажа, заменившего в сознании многих европейцев и американцев связанный с Рождеством образ реального человека, великого христианского святого – святителя Николая Мироликийского, чудотворца.

Собственно, в житии  святителя Николая нет ничего сказочного. Есть чудесное. Более других  известны несколько эпизодов: о том, как он спас от голода город Миры,  как молитвой усмирил бурю и не дал погибнуть кораблю, плывшему в  Палестину, как избавил от неминуемой казни трех воевод, которых  оклеветали злоумышленники, наконец, о том, как св. Николай, еще будучи  священником в городе Патары, помог одному обнищавшему человеку выдать  замуж трех дочерей. На последнем остановимся подробнее. Не имея  возможности дать за дочерей приданое, отчаявшийся отец собирался  отправить их в публичный дом (что в ту пору было неслыханным) или даже  сделать таковым собственное жилище. Бедные девушки стали горячо  молиться, и вот Господь послал им в помощь священника Николая. Трижды  проходил Чудотворец мимо дома этого человека и оставлял у порога мешок с  золотом. И отец смог одну за другой выдать замуж всех своих дочерей.  Этот эпизод лег в основу западной традиции оставлять в Рождество подарки  у дверей, в специально для того вывешенных чулках (В некоторых местах  принято оставлять чулки и сапоги у камина, через трубу которого в дом  поникает Санта-Клаус или его помощник).

Русская икона XVIII века
Русская икона XVIII века

Благодарная память о том, как святитель Николай помогал людям в их бедах
и горестях, заступался за обиженных, делился всем, что имел, перешагнула границы Византии, стала одной из важных тем европейского Рождества.

Обычай  одаривать детей подарками известен в Германии с Х века. Тогда в  монастырских школах в день святителя Николая проводили епископские игры:  один из учеников переодевался епископом и раздавал подарки  однокашникам. В XVI – XVII веке этот обычай окончательно закрепляется в  Германии. Теперь святой Николай не просто ходит по домам с мешком  гостинцев: он проверяет у детей знание катехизиса и важнейших молитв и  только после этого вручает подарки. Известен еще один обычай: накануне  дня святого Николая дети усердно молятся, причем для учета молитв  ведется специальная тетрадь (первоначально это была разукрашенная  дощечка, на которой делались зарубки). А вечером дети выставляют за  дверь свою обувь, в которой утром они находят подарки. Постепенно на  Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл образа  святого Николая отошел на второй план, редуцировался до простого  волшебника (Синтер-Клааса, Санта-Клауса и т.д.). Однако далеко не везде  этот образ отождествляется с новогодним персонажем Дедом Морозом, папа  Ноэлем или Вайнахтсманном.

Изображение святого Николая на старинной католической миниатюре
Изображение святого Николая на старинной католической миниатюре
Изображения святого Николая на православной иконе
Изображения святого Николая на православной иконе

С  30-х годов ХХ века Санта-Клаус закрепился в общественном сознании как  бренд компании Кока-Кола. С тех пор в ряде стран он окончательно слился с  Рождественским дедом. Унифицировалась и форма Санты: красные кафтан,  штаны и колпак с белой опушкой. Раньше же «рождественский дед» мог  носить глубокую шляпу с широкими полями, штаны до колен и курить трубку,  или же быть толстощеким старым кобольдом, как в стихах Клемента Мооре  «Посещение рождественского деда».

К сожалению или к счастью, в  сознании большинства современных детей нынешний Санта-Клаус никак не  связан с образом святителя Николая. Гораздо печальней то, что с  «кокаколизацией» символики Рождества сам праздник в большинстве стран  Европы для многих утратил свой христианский смысл и превратился в одну  большую шоппинговую кампанию.

Автор: Алла Митрофанова
сайт «Фомы»: https://foma.ru/kto-takoj-santa-klaus.html



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic