fomaru

Categories:

Новый год и Рождество

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям?

Празднование  Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был  церковно-государственный праздник, который приходился на начало  сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной  площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь  возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился молебен,  митрополит кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг  друга, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в  этот день раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду — пироги,  калачи, пряники.

Однако в ходе Петровских реформ празднование  Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А  поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года —  25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с  Рождественскими празднованиями — святками.

Но  в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой.  Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества,  в самый напряженный период Рождественского поста. Так родилась  проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден  решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать Новый год?

Однозначного  ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не  запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом.  Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные  праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим.

Конечно,  Новый год — не церковный праздник, однако его тоже можно наполнить  духовным смыслом и отметить пристойно и благочестиво. Например, во  многих храмах нашей Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю  ночь служить молебен, после которого прихожане собираются за общей,  вполне постной, трапезой.

Откуда взялась новогодняя елка? 

Традиция  украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые  рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке.  Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций  проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям,  считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования,  Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный  дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул  лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть  будет это дерево деревом Христа!» Конечно, это всего лишь легенда,  однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что  праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной  ее области — Эльзасе.

Письменные свидетельства о том, что под  Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и  облатками, но еще без свечей, датируются XVI в.
И если в иных  германских землях издавна был известен обычай подвешивать елочки или  другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда — вниз), то в  Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а именно  ставили на пол.

О  том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала уже в  современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в  1774 г. романе «Страдания молодого Вертера» он пишет: «Она приводила в  порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и  сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те  времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с  восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый  восторг».

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в  несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра  Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и  проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и  ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших  пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому  хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Но настоящая  рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при  императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в  1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на  столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой  для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с  горящими свечками украшали все ее детство. За сто лет елка в России  стала неизменным спутником зимних праздников.

Но в 1916 году  рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла  кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских  патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам  из немецкой традиции.

А в 1918 году на елку ополчилась и  советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее  многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно  запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей  исповеданием их веры во Христа.

Запрещенной елка оставалась до тех  пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не  Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на  верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна  встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились  гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и  Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее  исторический путь в наши дома.

Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

С  любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас связывают  искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас (или хотя бы относится к  нам с уважением), скорее всего не оскорбится нашим поздравлением, даже  если смысл праздника ему пока не понятен. И кто знает — быть может,  сказанное в ответ «спасибо» станет для такого человека первым шагом к  обретению веры.

Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых подряд, без разбора, наверное, нет смысла.

Автор: Александр Ткаченко

сайт «Фомы»: https://foma.ru/istoriya-odnogo-dnya-rozhdeniya.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic