Образование умирает, родители остаются

Как вырастить ребенка образованным человеком в условиях кризиса  системы образования? Кто может прийти на помощь родителям в этом деле,  а что находится в их собственных руках?

Читать материал на сайте foma.ru

Реформы в школе начались четверть века назад, когда за партами сидело  поколение родителей нынешних выпускников и студентов. С тех пор  школьное образование переживает полосу бесконечных перемен и пребывает  в затяжном кризисе. Но дети растут, и их учебу нельзя отложить до тех  пор, пока дела в образовании наладятся. Что же делать родителям?
Этот  вопрос я задала своим коллегам. На мои вопросы ответили, не советуясь  друг с другом, двенадцать учителей — литераторы, математики, историки,  преподаватели иностранного языка, географии и других предметов, а также  школьный психолог. 

О пользе кризиса

Первое  и главное, к чему коллеги пришли, не сговариваясь, это неожиданный  вывод: кризис образования возвращает семье ее место в воспитании  и обучении ребенка. Родители слишком привыкли полагаться на школу: она  дает знания, она социализирует ребенка… Но школа — крайне несовершенный,  к тому же основанный на принуждении механизм социализации. 


И кризис  образования — это даже хорошо: он дает семье шанс подумать о смысле  и целях образования. «Школе уже нельзя передоверить ребенка, — пишут  коллеги, — и это хорошо: значит, ребенок возвращается в семью».
Известно,  что «образование» — это калька с немецкого Bildung: придание образа,  создание образа. И главное, о чем родителям стоит задуматься, — это тот  образ, который они хотят придать своему подрастающему ребенку.  И, естественно, насколько школьное обучение соответствует этой задаче.
Современная  школа воспитывает наемного работника. Ее задача — обучить за  определенное время и минимум денег максимум работников, которые должны  будут найти свое место в рамках существующей экономики. Совпадает ли эта  задача школы с теми задачами, которые ставит перед собой семья? Можем  ли мы передоверить школе обучение своих детей?
Естественно, выбор  школы значит очень много. В одной школе дети расцветают, в другой  чахнут. «Попасть в хорошую школу» — главная задача, которую ставят перед  собой родители. Они проводят маркетинговые исследования и меняют  квартиры, чтобы поселиться в микрорайоне выбранной школы, они готовы  идти на любые жертвы, чтобы обеспечить ребенку место в ней. 


Потому  что школа — это не только аттестат и знания, но и круг друзей на всю  жизнь, и связи, и возможность поступления в нужные вузы — по сути,  единственный еще как-то работающий социальный лифт. 


Но впихнуть  ребенка всеми правдами и неправдами в «топовую» школу, которая  воспитывает победителей олимпиад и стобалльников ЕГЭ — вовсе не гарантия  успеха. Не каждый ребенок нацелен на академические достижения.  А успешность школы оценивается именно по ее академическим достижениям.  И даже самые ярые приверженцы гуманистической педагогики, уверенные  в том, что основная задача и семьи, и школы — это воспитать личность, на  школьных собраниях ерзают и требуют перейти от этих абстракций  к вопросу подготовки к ЕГЭ.

Читайте также Семейное образование: почему я не отправил детей в школу

Бои без правил

Родители  уже давно включились в образовательную гонку, в которой дети, как  скаковые лошади, должны непременно прийти к финишу первыми. Их  тренируют, натаскивают с малолетства, на них только что не делают ставки  (впрочем, отношение к детям как к затратным инвестиционным проектам,  которые должны в будущем окупиться, — уже не дикость, а общее место).  Психологи уже не первый год говорят, что самый популярный родительский  запрос к ним — определите, к чему у дошкольника есть способности, чтобы  не промахнуться с выбором школы, не ошибиться с объектом инвестиций. 


Появление  ЕГЭ, олимпиад, школьных и вузовских рейтингов отформатировало эту  систему; теперь желающие участвовать в гонке могут пытаться выбрать  более или менее успешные стратегии победы. Беда в том, что правила  несовершенны и часто меняются на ходу (статус олимпиад или введение  школьного сочинения), коррупция превращает основанные на честности  стратегии в безусловно проигрышные (так случилось со «сливом» решений  ЕГЭ минувшим летом), а «оптимизация» образовательных учреждений то  и дело ставит под угрозу само существование многих школ, в том числе из  числа лидеров региональных и общероссийских рейтингов. Честно играть по  этим правилам невозможно. Цена вопроса очень высока. Многие российские  семьи не могут себе позволить обучение ребенка на платном отделении  в хорошем вузе. И даже если ребенок попал на бюджетное — его часто ждет  глубокое разочарование в выбранном вузе и специальности. Вузы тоже  в кризисе. 


Поэтому семьи, выбирая для себя игру по правилам,  выбирают вместе с ней стресс, неврастению и панику для себя и своих  детей: усилия детям и родителям приходится прикладывать максимальные,  финансовые затраты огромные, однако конечный результат, если считать за  таковой поступление в выбранный вуз на бюджет, не зависит ни от усилий,  ни от затрат.
Некоторые семьи сразу отказываются играть по этим  правилам. Иногда все понятно с самого начала: особенности ребенка вообще  не позволяют ему удержаться в школьной среде. Иногда родители видят  конечную цель образования в формировании личности, а не в попадании  в вуз, иначе расставляют приоритеты, чувствуют в себе достаточно  способностей учить ребенка самостоятельно — отсюда хоумскулеры,  приверженцы семейного обучения. Однако нельзя сказать, что их жизнь  вполне избавлена от стрессов и паники: государство и здесь сужает поле  возможностей в области экстерната и семейного обучения, прикрывает школы  надом­ного обучения…
Кажется, куда ни кинь, всюду клин. Невозможно выиграть у шулера, невозможно просчитать, как быть.
Похоже, в этой ситуации как никогда актуален циничный совет расслабиться и получать удовольствие. 

Читайте также Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать? 

 Гулять, играть,  исследовать

Самое главное, наверное — это твердая уверенность, что школа для ребенка  и его семьи — это не вся жизнь. Что оценки означают только одно: работа  ребенка соответствует или не соответствует требованиям этого учителя  в этой школе. Что жизнь семьи, ее отпуска и каникулы, ее праздники,  настроение и отношения друг с другом не могут и не должны зависеть от  школьных оценок ребенка. 


И даже если ребенок не особенно хорошо  учится в школе — за ее пределами должны существовать не только уроки  и компьютер, но и большой, разнообразный, интересный мир. 


Знакомство  с этим миром тоже стоит начинать не с сидения за партой и не  с предъявления карточек по Доману и презентаций с картинками. Ребенок  учится, познавая предметный мир, — так надо дать ему материал для  познания мира. И не торопиться каждую минуту впихивать ему в голову  академические знания, повторяя на пляже устный счет. На пляже лучше  плавать и строить замки из песка. Поле и речка, огород и прабабушкин  курятник, муравейник в лесу, птицы в кормушке дают множество материала  для «развивающих занятий». Только, разумеется, не в лекционной форме.  Самое лучшее — разговаривать, вместе рассматривать, вместе изучать.
Важно  учить ребенка что-то делать своими руками. Человек, умеющий держать  в руках только вилку или компьютерную мышь, лишен чего-то очень  существенного в жизни. Здесь на помощь придут многочисленные кружки,  студии и эпизодические мастер-классы. Но можно и собраться с друзьями —  и по очереди чему-то учить детей: вязать, готовить, красить стены,  клеить обои. Иногда при этом можно помочь другим людям. Никогда, кстати,  я не видела на лицах наших дачных детей такого азарта, как в те полтора  часа, когда они, движимые тимуровскими побуждениями, тайком уложили  кучу привезенных немолодой соседке дров в поленницу под крышей — от  надвигающегося дождя. 


Важно не торопиться. Не предлагать ребенку все  ответы до того, как у него появились вопросы. Если торопиться, вопросы  могут не появиться никогда. Современные психологи все чаще говорят  о том, что дети, которым слишком торопились всё рассказать об устройстве  мира, теряют желание изучать этот мир. 


Для дошкольника важно  играть. И с другими детьми, и со взрослыми. Игра — это не пустяк: в игре  ребенок учится воле и выдержке, планированию своих действий, спокойному  отношению к проигрышам и поражениям, настойчивости, — всему тому, что  потом так нужно в школе. Более того, играя вместе со взрослым в одной  команде, ребенок может перенять более сложные стратегии. Некоторые семьи  держат дома большой запас настольных игр, которые обеспечивают  и взрослых, и детей хорошим общим занятием на целые вечера. 


 Даже  всеми проклятых компьютерных игр не стоит бояться, если родители играют  в них вместе с детьми: ничто так не укрепляет родительско-детские  отношения, как совместно выигранный раунд «Конкистадора» или несколько  партий в «Крокодил». Многие выросшие дети сейчас с удовольствием  вспоминают уютные вечера, когда вместе с папой бегали по инопланетным  лабиринтам и спасались от космических монстров. 


И телевизор вместе  можно смотреть, если выбирать, что именно смотреть, и обсуждать то, что  видишь. Например, лет в 10, когда дети начинают входить в возраст бурной  социализации, многие с удовольствием смотрят подростковые сериалы вроде  «Ранеток» или «Кадетства». Одни родители брезгливо запрещают смотреть  «эту гадость», другие смотрят вместе с детьми и обнаруживают, что на  примере телевизионных историй с ребенком можно спокойно обсудить сложные  этические проблемы, поискать пути выхода из конфликтных ситуаций,  задуматься о причинах поступков других людей. 


Главное — не пользоваться телевизором, компьютером и планшетом как заместителями родителей.

Читайте также Дмитрий Соколов-Митрич: Как воспитать неудачника 

Разговаривать

Фото Екатерины Степановой

А вот бабушек и дедушек мобилизовать для разговоров с ребенком,  чтения ребенку, прогулок с ребенком — милое дело. Только надо убедиться,  что и родители, и бабушки с дедушками одинаково хорошо понимают разницу  между «разговаривать с ребенком» и «говорить в сторону ребенка».


Разговаривать —  как можно больше. Кто с ребенком больше всего общается, тот его  и формирует. Однако процесс общения в самом деле сильно отличается от  процесса выдачи ценных указаний. Разговор может быть только  равноправным, доверительным и уважительным — о мыслях, чувствах, текущих  событиях, о прочитанном и увиденном, о политических новостях, об  устройстве общества — обо всем, что интересует ребенка.
При этом  очень важно и самому его спрашивать, и на его вопросы отвечать  уважительно и толково, не отделываясь отговорками: «потому что потому»,  «спроси что-нибудь полегче», «нос не дорос», «вырастешь — сам поймешь»…  Это исключает всякую возможность диалога. И — рассказывать. О себе,  своих делах, своей работе, если вы ее любите. О своем прошлом: история  страны в рассказах родителей и бабушек-дедушек — всегда красочнее  и ближе, чем в учебнике. 


Чтение вслух — просто обязательно. Именно  чтение вслух дает темы для дружеских и доверительных разговоров,  материал для обсуждения и колоссальные возможности для обучения новому —  причем в спокойной и дружелюбной обстановке.


А вот делать уроки  лучше не с мамой и не с папой, особенно если они заводятся  с пол-оборота. Лучше или спокойного репетитора нанять, или  с дружественными родителями договориться, чтобы дети делали уроки  вместе, а присматривать за ними и помогать им по очереди (при чужих  и дети, и родители постесняются устраивать сцены). И родительская роль  здесь — именно помогать, а не стоять над душой. Не размахивать кнутом  и пряником, а учить ребенка планировать работу, организовывать ее,  контролировать себя.

Гулять и общаться

Домашние  библиотеки, лаборатории и домашние творческие проекты, совместные  опыты, совместное чтение, совместные разговоры — именно это, а не ранняя  подготовка к школе, формирует прочный фундамент для желания учиться.


Впрочем,  если удастся найти ребенку кружок, где дети и взрослые увлеченно заняты  каким-то делом — это ему только на пользу. Система дополнительного  образования еще существует. Есть кружки при школах, есть дома детского  творчества (бывшие дома и дворцы пионеров), — и здесь надо очень  внимательно изучать существующие в окрестностях возможности.
А если  их не существует — создавать их самостоятельно: кооперироваться  с друзьями и придумывать для своих детей и детей своих друзей походы,  поиски кладов, вылазки на природу. И научные кружки, разумеется (скажем,  в книжке А. К. Звонкина «Малыши и математика» описан именно такой опыт). 


И  обязательно, если нет возможности много путешествовать, — ходить  и смотреть даже в своем городе: как приходят на вокзал и уходят поезда,  куда едут, что везут. Как работает аэропорт, как загружают самолеты, как  они взлетают и садятся. Как отправляют посылки, какие в порту стоят  корабли, как и когда сажают деревья, как работают светофоры на  перекрестках, как шьют одежду и обувь, как чинят вещи, как растет  пшеница… Обязательно нужны экскурсии на производство, и, если нет  возможности их организовать, родители могут рассказывать детям о своей  работе, приводить детей к себе на работу. Редакция газеты и вечерняя  школа, трамвайное депо и завод, проектное бюро и нотариальная контора —  детям полезно видеть изнутри, как устроена реальная жизнь, а еще  полезнее — видеть маму и папу в роли уважаемых и компетентных  работников, умеющих делать интересное и полезное дело, этим делом  увлеченных. Родители открываются для детей, видящих их дома в положении  «дайте мне лечь и тихо помереть», с совершенно новой стороны. 


Кстати,  для профессионального самоопределения у нынешних детей тоже больше  возможностей, чем у детей предыдущих поколений. Для них есть проекты,  позволяющие познакомиться с азами профессий, взглянуть на них изнутри —  например, экскурсии  на производство: ProektPro (http://proekt-pro.ru) — аэропорт, больница,  редакции, радиостанции и тому подобное. Многочисленные туристические  фирмы предлагают самые разные детские экскурсии — правда, обычно со  стандартным набором: хлебозавод, «Кока-кола», завод елочных игрушек,  «Мосфильм», народные промыслы, но можно найти и типографию,  и авиационный завод, и оптико-механический, и театральное закулисье,  и пожарное депо, и даже Госдуму.

Общаться  и путешествовать

Более  того: у родителей есть знакомые, а эти знакомые обычно — интересные  люди, если уж мама с папой решили с ними дружить. А вот самое лучшее  образование — это передача знаний и опыта от человека к человеку. Детей  надо знакомить с интересными людьми. Даже если ребенок тихо сидит  и слушает взрослый разговор — ему это иной раз дает больше, чем целая  неделя школьных уроков или целый день бабушкиных нотаций. Ну,  разумеется, если это не разговоры про «все бабы дуры». 


А еще есть  публичные лекции, на которые детей можно водить, и записи этих лекций  в интернете, есть выставки, театры, музеи и концерты.
Если ребенку  трудно читать толстые программные книги — существуют экранизации  и театральные постановки пьес и инсценировки романов, только это тоже  надо делать вместе, иначе ничего не выйдет. 


Даже если ребенок  остается в обычной массовой школе — существуют вечерние кружки в других  школах, летние и каникулярные программы, экспедиции, лагеря, где чадо  можно не только развлекать, но и занять делом.
Если позволяют время  и деньги, надо путешествовать. Увидеть мир глазами и потрогать руками —  совсем не то, что прочитать про него в учебнике или даже посмотреть по  телевизору. Когда ребенок сам видит, как в стране собирают оливки и жмут  виноград, как вдоль дороги растет хлопок, как выглядят городские  кварталы, когда понимает, к примеру, что все машины на дороге этой  страны — иностранные, с ним гораздо проще обсуждать структуру экономики  и причины экономического кризиса, чем на уроке географии.  

Помогаем учиться

Фото Ольги Гориной

Разумеется, школьную программу так или иначе надо осваивать.  И в столице, и в других городах сейчас существует еще некоторое  количество неказенных школ, где работают интересные учителя. Вот,  пожалуй, интересные и доброжелательные учителя — это именно то, что  стоит искать для своего ребенка. Это, возможно, даже важнее, чем  школьные рейтинги и статистика по поступлению выпускников в топовые  вузы. Недаром при поступлении в школу всегда говорят: ищите не учебное  заведение, а первого учителя: именно от него будет зависеть, как  у ребенка с самого начала сложатся отношения со школой.


Иногда  кажется, что выучить ребенка в школе невозможно без репетиторов по всем  предметам. Это обусловлено и перенасыщенностью школьной программы,  и тем, что учителя часто не в состоянии проконтролировать, где и какие  у каждого ребенка образовались пробелы — не то что восполнить их.  И с тем, что дети сами не привыкли задавать вопросы и просить о помощи.  Важно еще учить ребенка не стесняться спрашивать, если он чего-то не  понимает, уточнять и выяснять. Наша учительница французского языка  говорит: «Дети часто пассивны в учебе. Главное — не бояться  интересоваться, узнавать всегда, не оставлять непонятым, задавать  вопросы, думать и размышлять не только когда надо делать уроки, а просто  всегда — вот чему родители должны учить детей. Особенно, если этому не  учат учителя в школе».


Но и родительская самоорганизация здесь может  очень многое: один занимается со своими и соседскими детьми иностранным  языком, другой математикой, третий физикой: спасение утопающих — дело  рук самих утопающих. Кстати, храмы здесь могут помочь своим прихожанам,  бесплатно предоставив помещение для занятий (в некоторых храмах  прихожане-преподаватели давно занимаются с детьми на добровольных  началах — кто английским, кто русским, кто рисунком…) 


Кстати,  интернет-уроки — реальное спасение для отстающих, запустивших учебу,  много и часто болеющих. Самая большая, наверное, подборка уроков по всем  школьным предметам — тут:  http://interneturok.ru/ru.


Не у всех  получится и не всем годится, но восполнить то, что недодают в школах, за  счет возможностей интернета — вполне реально, тем более что уже  существуют не только интернет-уроки, но и репетиторство по скайпу. Можно  заняться ручной сборкой подходящих программ по проседающим предметам;  это особенно удобно, если одновременно освоить возможности  предусмотренного законодательством индивидуального учебного плана,  экстерната или семейного обучения. 


Старшие дети и родители найдут  курсы лучших мировых вузов на «Курсере» (www.coursera.org). Там, кстати,  есть курсы российских вузов на русском языке, а некоторые курсы снабжены  русскими субтитрами. Умные старшеклассники, разумеется, найдут много  интересных лекций на английском TED (www.ted.com) и русском T&P  (theoryandpractice.ru); кстати, для москвичей здесь есть список всех  примечательных публичных лекций и открытых мастер-классов на ближайшие  даты, и курсов, на которые можно записаться в ближайшие полгода. Это  курсы для взрослых. Но, как правильно заметил один из наших математиков,  «ребенку очень полезно видеть, что его родители что-то учат сами прямо  сейчас. Так что вместо того чтобы отдавать ребенка очередному  репетитору, стоит взять репетитора себе и наконец выучить испанский  язык, научиться играть на флейте и так далее».

Покой и воля 

При всем обилии занятий, курсов, кружков нужно оставить ребенку  некоторое личное пространство. Иногда родители гордо говорят: «у меня  ребенок постоянно занят, ему некогда заниматься глупостями». А ученик  иной раз тихо пожалуется: у меня второй месяц лежит интересная книжка,  а дочитать некогда, все время находятся более срочные занятия. Вот это  время побыть наедине с собой, по­думать, почитать, никуда не торопясь, —  это очень важное время для формирования человека, его нельзя отнимать  и лихорадочно заполнять разнообразными учебными занятиями.
Больше  того, каждый ребенок рано или поздно переживает период охлаждения  к любимому делу. Каждый проходит через усталость и разочарование. От  непрерывной учебы наступает некоторое отупение. И в это время надо  позволить ребенку отойти в сторону и переключиться на то, что ему сейчас  интереснее. Если он действительно любит математику или китайский — он  вернется, хотя, может быть, нагнать будет труднее. Если нет — лучше  оставить нелюбимое дело сейчас, чем на пятом курсе платного вуза. 


Поступление  в вуз — не конечная цель процесса образования. И получение диплома  тоже. Но само по себе бесконечное образование — тоже не самоцель.  А что — цель?
Давайте думать.

Автор: Лукьянова Ирина

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ:

Семейное образование: почему я не отправил детей в школу

Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать? 

Дмитрий Соколов-Митрич: Как воспитать неудачника 



Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →