Что дарить или не дарить учителям?

Мнение учителя

День учителя на носу. Надо что-то дарить учителям, любимым и нелюбимым.  Иногда в знак искренней признательности, а иногда в знак вымученного  уважения. Родительские комитеты спорят до хрипоты и бодаются: это  несерьезно, а это неприлично. А давайте спросим учителей, чего они  хотят.

Читать материал на сайте foma.ru

Вот меня спросили. Я учитель. Когда учитель пишет про  подарки на День учителя, это выходит нехорошо – прямо как виш-лист:  желаю, мол, седло большое, ковер и телевизор. Может, лучше попробовать  как родитель школьников с 18-летним стажем непрерывного хождения на  родительские собрания? Или лучше коллег опросить?

Однако, с какой  стороны ни возьмись глядеть на этот праздник, хоть с учительской, хоть с  родительской, хоть даже с ученической – всегда выходят два варианта: с  любовью и без любви. Когда учителя не любят детей, а дети  учителей, праздник – это имитация праздника. Подарки – имитация радости и  любви.  Демонстрация  всего того, что заменяет любовь и благодарность. Чем ее заменить?  Деньгами? Бытовыми электроприборами? Дорогими букетами? Да ничем. 

Читайте также Юрий Вяземский: Учитель не может уйти

Оттого так натянуто-гадок этот день в школах, где никто никого не  любит. Оттого дети шарахаются в шоке от учителей: одна шваркнула на пол  дорогой торт из элитной кондитерской, когда узнала, что коллеге подарили  конверт с деньгами, другая стала сводить счеты с детьми тех родителей,  которые по каким-то причинам ничего не подарили, третья устраивает  родительскому комитету скандал за то, что подарили вазу, а не то, что  просила, четвертая при третьеклассниках отказалась брать дорогой  подарок, потому что обиделась на родительский комитет (истории все  реальные, рассказаны знакомыми родителями). Оттого так похожи эти  подарки на взятки, а сами праздничные традиции – хоть ко Дню учителя,  хоть к 8 марта, хоть к окончанию школы – на банальное вымогательство. И  единственный вопрос, на который надо серьезно отвечать – это не «Что  подарить Мариванне ко Дню учителя?», а «надо ли моему ребенку учиться в  этой школе?».

«Когда у моих детей в школе на родительском собрании  задают этот сакраментальный вопрос: что дарить учителям, по сколько  сбрасываться? — я каждый раз думаю: а как же мы в физматшколе без этого  обходимся?» — спрашивает учительница английского. А вот как (это ее  коллега из той же школы, словесник): «У нас всегда дети делают концерт  для учителей и рисуют газеты-поздравления от классов, они потом висят  все вместе в холле 1 этажа, входишь в школу и видишь цветы, фотографии,  разноцветье, — даже если твои не расстарались нарисовать, все равно  настроение поднимается».

Этот вариант гораздо веселее. Когда есть любовь – не надо конвертов с  деньгами. Неравнодушие не надо измерять денежным эквивалентом и  престижностью кондитерской (кстати, торты не все едят, некоторых людей  вообще тошнит от сладкого, особенно на голодный желудок).   Цветочек с  надписью «Училке ботаники с ненавистью к цветочкам» (вариант подсказан  учителем биологии) – это неравнодушие. «Тогда, даже если это конфеты, я  буду помнить, что не зря работаю», — уверяет наш биолог. С ним не очень  согласны трепетные педагоги, которые могут обидеться не за себя даже, а  за ботанику. Подарок не должен быть бессмысленным и беспощадным,  продолжает биолог: «Дорогие и неудобные часы намного хуже пачки хорошего  кофе, хотя и намного дороже. Цена абсолютно не имеет значения».

Читайте также Учителя: истории, которые не забываются

Если  дети любят учителей, а учителя детей – родители вообще могут не  включаться в процесс. Ну или только в том случае, если тоже кого-то  любят и хотят порадовать. И тогда появляются чудесные вещи – смешные  шаржи, куклы с учительскими лицами, домашнее мыло (сварено с любовью) и  варенье (с ней же). Тогда появляются школьные газеты с интервью, взятыми  у учителей: «Дети бегали по школе с серьезными лицами, с блокнотами и  фотоаппаратами. Играли в журналистов. Тема интервью:» Как вы пришли  работать в школу, какие ваши ожидания подтвердились, какие — нет?» Потом  настоящая верстка, и настоящая газета, только в одном экземпляре.  Учителя были в восторге», — рассказывает учитель вальдорфской школы.  Тогда появляются капустники. Тогда ученики пекут учителям яблочные  розочки и устраивают «День дублера»: ученики сами ведут уроки, а  учителя… гм, учителя заполняют бумажки, на которые все время не хватало  времени.

«Мне подарили книжку с фотографиями с занятий, которые  родители сделали в течение года. Это было безумно приятно. Цветочки я  очень люблю всегда. Мы их потом рисуем», — руководитель художественной  студии.

«Меня до слез растрогал видео клип прошлого года: моя  французская группа с родителями сходили в студию телевидения и записали  песню на французском языке с обалденным видео- рядом, родители помогли  им составить пленку, сделать смешные титры….невероятно получилось.  Сейчас мой 8 класс вместе с родителями уже третью неделю всем учителям  делают вазы — декупаж. В прошлом году пекли всем кексы, до этого варили  всем мыло… Я знаю, что учителям очень нравится», — учитель литературы.

«Мне как-то раз подарили отличный шарж на меня самого. До сих пор храню и радуюсь», — учитель истории.

«Мне  как-то подарили на день рождения шарж на меня — в окружении всех моих  студентов. Самый был трогательный подарок», — вузовский преподаватель.

«Мне  сегодня подарили мед в небольшой баночке, в другой самодельное яблочное  варенье и иван-чай, все в полотняном мешочке, очень мне это приятно», —  учитель музыки.

А лучше всего сказала одна мама, которая и  учитель тоже: «Дарить подарки тоже должно быть в кайф. Тогда, наверное, и  получать будет приятно. А как учитель, честно говоря, всегда как-то  смущаюсь. Хочется, чтобы эта «торжественная часть» уже скорее  закончилась».

Любовь сама находит себе выражение – будь то концерт  в музыкальной школе или немудрящая песенка, разученная учениками  коррекционной школы, капустник или газета, торжественный обед,  приготовленный детскими руками, или старательно продуманный День  дублера, альбом фотографий или нарисованная картинка. Или в кои-то веки  дружно всеми вовремя сданное сочинение. Это любовь – и она узнается в  варенье и печенье, в ленточках и пластилиновых поделках, в стихах и  букетах, в развешанных по учительской бумажным листьям и фонарикам.

А  когда любви нет, ее не сымитировать и не восполнить, и День учителя –  об этом тоже. О любви и суррогатах любви, и если хочешь что-то понять  про школу – то вот пожалуйста, сразу все понятно.

Иллюстрация: А. М. Харьковский. Награда учителю, 1951

Автор: Ирина Лукьянова

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ:

Юрий Вяземский: Учитель не может уйти

Не огорчить учителя

Учителя: истории, которые не забываются 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic